Катализатор (каталитический конвертер отработавших газов) представляет собой что то вроде очень мелких пчелиных сот, изготовленных из металла или керамических материалов.
Покрытых драгоценными металлами такими как платина, палладий, хром и родий. Предназначен катализатор для снижения вредных выбросов в атмосферу. Катализатором в химии называется вещество с нейтральными свойствами, ускоряющее процессы химических реакций не вмешиваясь в состав вещества оставаясь не тронутым.
К таким веществам как раз относятся платина, палладий, хром и родий которыми покрыты соты катализатора. Таким образом отработавшие газы проходя через катализатор быстрее сгорают. Преобразовывая оксиды азота в кислород для дожигания угарного газа и не догоревших углеводородов, делая выхлоп чище.
Для более эффективной работы катализатора необходимо так же поддерживать оптимальный состав топливно воздушной смеси и температурный режим, ведь максимально эффективно катализатор работает при температуре 300°C. Для ускорения прогрева катализатора применяется система подачи вторичного воздуха.
Гибель катализатора
В случае выхода из строя элементов коррекции топливной смеси или после заправки не качественным топливом а так же в случае значительного износа двигателя, катализатору грозит опасность.
Если топливно воздушная смесь будет очень богатой или двигатель будет потреблять большое количество масла, катализатор может забиться или оплавиться.
Это приведёт к падению мощностных характеристик автомобиля и повышенному расходу топлива. В том случае если топливно воздушная смесь будет бедной, а так же в случае эксплуатации автомобиля на некачественном топливе — возможно разрушение катализатора за счет разрушения напыления на тех самых сотах.
Последствия разрушения катализатора
Разрушение керамики на определённых типах двигателей может быть критично для цилиндро поршневой группы двигателя.
Маленькие и очень твёрдые частицы пыли катализатора могут попасть в цилиндры двигателя через клапан EGR который как известно соединяет выхлопную систему с системой впуска, также попадание керамической пыли в цилиндры возможно во время остановки двигателя через выпускные клапана(вероятность очень мала, но есть).
Если пыль катализатора уже попала в двигатель, то повреждения ЦПГ (Цилиндро поршневой группы) не избежать. А значит готовьтесь к крупному ремонту.
Так же катализатор может оплавиться и препятствовать выходу отработавших газов из двигателя, что приведёт к невозможности эксплуатации автомобиля.
Ресурс катализатора
В Европе катализаторы служат не менее 200000 км пробега. А в России бывали случаи выхода их из строя и на 5000 км. Так же встречаются и случаи когда катализаторы без проблемно пробегают по 300000 — 400000 км.
Сказывается тут качество топлива, масла и условия эксплуатации. К тому же даже исправный катализатор создаёт определённое сопротивление в выпускной системе. Это ведёт к снижению динамики и повышению расхода топлива.
Катализатор так же можно полностью удалить из системы выхлопа с заменой программного обеспечения. Взамен получив лучшие показатели автомобиля, но худшие для экологии.
Я ни в коем случае не рекомендую Вам избавляться от катализатора. Даже наоборот по возможности рекомендую его оставлять из соображений экологии. Однако оставлять катализатор или избавляться от него это вопрос совести и полноты кошелька. Ответ на который остаётся за Вами.